Copy
New Disinformation Digest from the East StratCom Task Force
View this email in your browser
  • Анализ: Государственное телевидение опасно для здоровья
  • Анализ: В пятнадцатый раз
  • Реакция: EU vs Disinformation на "Фейсбуке"
  • Анализ: Краткое пособие по самоцензуре в Интернете
  • Анализ: Скоро саммит НАТО
  • Курьез: Hysterikus propagandikus mozkoebikus

Государственное телевидение опасно для здоровья


Корреспондент «Новой газеты» Анна Бессарабова провела рискованный эксперимент: она два дня без перерыва смотрела российское государственное телевидение. «Насторожила […] заметка […] о том, что год назад […] преподаватель вуза убил собственную мать – большую поклонницу какой-то передачи. Ну у нас до такого не дойдет», — пишет автор.
Медиапсихологи тестировали Бессарабову до начала эксперимента и после него. Два выходных дня она записывала, как менялись ее ощущения, как включалось и выключалось ее сознание, как она начала громко ругаться с телевизором во время просмотра телепрограмм.
«До начала эксперимента все показатели были практически в норме. […] После “погружения” в телереальность произошли заметные изменения. Более всего пострадало представление о справедливости мира […], резко […] снизилась вера в доброту и красоту мира, ощущение стихийности и случайности событий превысило норму», — говорит один из психологов, проводивших тестирование Бессарабовой. Подобные изменения "характерны для травматической картины мира". Вера в доброту людей и уверенность в своей способности управлять собственной жизнью также снизились. Другой эксперт отметил: «Медиасреда рассматривается в качестве фактора угрозы психологической безопасности личности». Читать статью целиком. (Иллюстрация: "Новая газета")

В пятнадцатый раз


Телеканал "RT", ранее известный как "Russia Today", получил предупреждение от британского медиарегулятора "OfCom". В этот раз – за отсутствие беспристрастности в репортажах о Турции.
«Наряду с другими необоснованными обвинениями в программе было сказано, что Турция поддерживает "Исламское государство" и совершает “самый кровавый в истории курдов геноцид”», — пишет газета «The Guardian». Хотя в двух программах, выходивших в марте, было много необоснованных обвинений в адрес правительства Турции, в них только один раз прозвучал комментарий, отражавший точку зрения турецких властей. По мнению "OfCom", телеканал «не смог сохранить должную беспристрастность в данных вопросах в серии программ, которые рассматривались как единое целое».
Британский медиарегулятор уже в пятнадцатый раз выносит предупреждение каналу "RT". Поддерживаемый Кремлем телеканал критикуют не только британские власти, но и экспертное сообщество. Бен Ниммо, старший научный сотрудник Института государственного управления в Лондоне, специализирующийся на анализе информационных и гибридных войн, продемонстрировал некоторое время назад, что в материалах прокремлевских СМИ, таких как "RT" или "Sputnik", превалировала позиция в поддержку Brexit. Читать доклад "OfCom" полностью.
«Лайкните» нас на "Фейсбуке"! Новая страница "EU vs Disinformation" (ЕС против дезинформации) содержит забавные факты, интересные тексты и захватывающие видео, раскрывающие способы манипуляции и дезинформации, используемые в прокремлевских СМИ. Как и аккаунт в "Твиттере" (@EUvsDisinfo), содержание страницы в "Фейсбуке" будет на английском и русском языках. Пройдите по ссылке, чтобы увидеть новую страницу

Краткое пособие по самоцензуре в Интернете


Долгое время считалось, что Россия пользуется высокой степенью свободы в Интернете, а политический контроль сосредоточен почти исключительно на телевидении. Сейчас, в преддверии следующего избирательного цикла, все явственней проступает российская версия ограничения свободы выражения мнения в Сети.
Авторы доклада, посвященного обзору применения антиэкстремистского законодательства (опубликован аналитическим центром «Сова» и упомянут в прошлом выпуске «Обзора дезинформации»), делают два важных вывода касательно новой реальности: в качестве юридических рамок для борьбы со свободой слова в интернете используются главным образом статьи закона, запрещающие «призывы к экстремизму» и «экстремизм»; число приговоров растет (138 случаев в 2014 году против 194 в 2015 году и трех обвинительных приговоров в 2007 году).
Краткое пособие по самоцензуре в российском сегменте сети Интернет
  • Не ставьте под вопрос принадлежность Крыма России
  • Не ставьте под вопрос официальный нарратив о Второй мировой войне
  • Не размещайте фотографии с нацистской символикой в России*
  • Не пользуйтесь социальной сетью «ВКонтакте»
  • Перепост = поддержка
*Даже на исторических фото, используемых в качестве иллюстрации!

5 июля независимый портал "Meduza" заострил внимание на том, что российские суды не делают различия между перепостом и написанием поста; в ряде случаев граждан осуждали просто за то, что нажали кнопку «поделиться». Главный редактор правозащитного проекта «Медиазона» Сергей Смирнов объясняет это досадной «советской» традицией, то есть практикой, когда власти «просто отрабатывают эти случаи, чтобы набрать дел для статистики». Андрей Солдатов, главный редактор сайта Agentura.ru, рассматривает это в качестве одного из элементов тенденции: «Российские власти, в отличие от традиционных тоталитарных систем, сосредоточены не на том, чтобы блокировать доступ к информации, а чтобы подавлять свободную дискуссию. […] максимально запугать людей, чтобы они не участвовали в обсуждениях важных политических тем».

Полина Петрусева, также известная под псевдонимом Лина Данилевич, была оштрафована за этот пост в сети «ВКонтакте». На фото – ее родной город, Смоленск, расположенный на западе России, в годы фашистской оккупации во время Второй мировой войны. Основанием для назначения штрафа было то, что на фото была видна свастика на флаге. (Image: RFE/RL)

Во-вторых, "Meduza" приходит к выводу, что в прошлом году почти все судебные дела были связаны с крупнейшей российской социальной сетью «ВКонтакте». Это объясняется тем, что у сети «ВКонтакте» российские владельцы, считает Саркис Дарбинян, глава юридической службы общественной организации «Роскомсвобода». «А значит, правоохранительным органам несложно получить любую информацию по интересующему их пользователю. “ВКонтакте” беспрекословно исполняет […] так называемый закон о блогерах. Он обязывает администрацию социальной сети собирать и хранить все логи, все регистрационные данные пользователей в течение шести месяцев. И если "Фейсбук" и "Твиттер" не спешат делиться этой информацией, “ВКонтакте” передает ее властям по первому требованию. А без этих данных невозможно сшить уголовные дела и доказать виновность в уголовном судопроизводстве».

Скоро саммит НАТО


Накануне саммита НАТО в Варшаве 8–9 июля агентство "Sputnik" уделяет этому событию должное внимание: "Sputnik" доказывает свою позицию по вопросам европейской безопастности, цитируя высказывания немецких депутатов от левой партии, которые поддерживают точку зрения Вилли Брандта о «коллективной системе безопасности, включая Россию». В статье вновь повторяются высказывания депутата Сары Вагенкнехт о «необходимости сосредоточить внимание на снижении напряженности, поиске мирных решений конфликтов путем переговоров и обсуждения, выступить против сегодняшней западной политики давления на Россию, санкций и исключения страны из "Группы восьми"».
"Sputnik" также пишет о возможном заседании Совета Россия – НАТО, которое должно состояться вскоре после завершения саммита НАТО. По словам заместителя министра иностранных дел РФ Мешкова, «центральным вопросом на этой встрече будут решения Варшавского саммита по усилению восточных флангов НАТО и их последствия для всех аспектов европейской безопасности». Также ясно сформулирован основной тезис российской делегации Парламентской ассамблее ОБСЕ: «На встречах Россия – НАТО Россия должна рассматриваться как равноправный партнер по диалогу; в противном случае встречи не имеют смысла».
Для полноты картины "Sputnik" отмечает, что «с 2014 года НАТО наращивает свое военное присутствие в Восточной Европе, используя в качестве предлога якобы имевшее место вмешательство России во внутренние дела Украины».

Курьез: Hysterikus propagandikus mozkoebikus


Создатели популярного мультсериала "Масяня" не могли остаться в стороне от темы, как дезинформация воздействует на психологическое здоровье. В этом эпизоде Хрюндель, один из постоянных персонажей мультфильма, возвращается домой, где его ждет необычный прием: Масяня сыплет ругательствами, считает, что все хотят ее убить, кричит «пиндосы». Хрюндель ведет подругу к врачу, где на нее надевают смирительную рубашку. Врач ставит диагноз «hysterikus propagandikus mozkoebikus» и добавляет, что в последнее время такое нередкость. Смотрите эту серию, которая набрала уже более 1,6 млн просмотров.
Дайджест дезинформации дает анализ взгляда на мир прокремлевских СМИ и независимых голосов в России. Здесь рассматриваются основные тенденции в российских социальных сетях, и таким образом можно рассматривать прокремлевские нарративы в более широком контексте.
 
В Обзоре дезинформации собраны примеры прокремлевской дезинформации во всех Европейских странах и за ее пределами. Каждую неделю в Обзоре мы показываем, каков размах этой кампании, указываем на вовлеченные в нее страны и целевые языки. Мы постоянно ищем новых партнеров, которые сотрудничали бы с нами.
 
Снятие ответственности: Еженедельный "Дайджест" – это аналитический отчет, подготовленный Оперативной рабочей группой по стратегическим коммуникациям Европейской службы внешних связей, EEAS East StratCom Task Force. Представленные здесь мнения и суждения не отражают официальную позицию ЕС.
Copyright © 27/05/2016 European External Action Service. All rights reserved.

Наш электронный адрес: stratcom-east@eeas.europa.eu

Читайте официальный сайт с информацией ЕС на русском языке.

Подпишитесь также на нашу пятничную рассылку для русскоязычных журналистов.

Хотите изменить порядок получения почты?
Вы можете обновить свои пожелания, пройдя по этой ссылке или отписаться от рассылки здесь
 
Защита информации

Этот бюллетень рассылается через сервис провайдера Mailchimp.com.
Узнайте больше о том, как мы защищаем ваши данные, перейдя по этой ссылке.






This email was sent to admin@gelezako.com
why did I get this?    unsubscribe from this list    update subscription preferences
European External Action Service · Rond-Point Schuman · Brussels 1046 · Belgium